Сайт управляется системой uCoz

 
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

ЕПАРХИЯ

ПРАВЯЩИЙ ЕПИСКОП

ЕПАРХИАЛЬНЫЕ  НОВОСТИ

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

E-MAIL

 

 

 

 

 

 

                      

Чтение канона  Андрея  Критского  в приходе св. Иоанна Кронштадтского  в м. Тоншаево  2008 г.

Размышления  о  великом  посте  взяты  из "тюремного  письма"   священника Константина Труханенко

.....Бог благословит тебя Алексей, и всех с кем ты вместе постишься и молишься.
Пост для меня теперь радость и утешение и очень хотелось бы, чтобы и для вас пост
был тем же. Я вспоминаю, каким был для меня пост в разное время и убеждаюсь, что
есть нечто простое и безмерно важное в каждой добродетели, что даёт ей
животворную силу. Ведь ты знаешь, что имитировать добродетель, особенно людям
книжным, очень просто. Но добродетель нужна не для внешнего проявления, а для
внутреннего преображения. Так же и пост. Пощусь, исполняя закон, не бранюсь, не
дерусь, терплю, даже милостыню даю, но почему-то не меняюсь. В чём дело?
 А какое изменение я в себе ожидаю? Богатства? Свободы? Здоровья? Семьи? Покоя?
Нет, что - то всё это не то. Так чего же? Вспоминаю, «око не виде и ухо не слыша и на
ум человеку не взыдоша, что уготова Бог любящим Его». Странные слова, обещание
того, чего знать не возможно! А какими словами можно передать слепому от
рождения обещание прозрения, если он не знает что это такое. Только если убедить
его, что зрение - это очень хорошо, и мы, зрячие, желаем ему этого блага. Так и
Господь призывает нас, употребляя такие слова как благо, блаженство, но испытать
его не приняв добродетели невозможно. Поэтому, не зная, что меня ждет, берусь за
исполнение поста.
 Первое, что приходит как результат поста это некоторая телесная крепость и лёгкость.
После небольшой борьбы с голодом и жаждою (ради воздержания) в тело входит
некая лёгкость, и телесная как бы покорность. Т.е. покорность тела душе. Какое то
время это радует. И это был для меня первый плод постного воздержания. Первая
ступень. Стоит заметить, что эта ступень, видимо, доступна не только православному,
да и не только верующему, но любому человеку. Теперь я знаю, что останавливаться
на этой ступени очень опасно! Тогда же в первый раз, испытав подобную лёгкость, я
счёл её за обещанное Богом блаженство. Быстро меня разубедило в этом то, что
подобную лёгкость в теле можно испытать и другими телесными упражнениями.
 Вторая ступень, которую я заметил в себе, пришла после того, как я к воздержанию
телесному приложил некое воздержание душевное. То, о чём как раз много говорится
в богослужебных книгах и к чему нас призывает простая человеческая совесть.
Воздерживаться от гнева, осуждения, зависти и т.д. и т.п.. Тут, надо сказать, я
наткнулся на странное обстоятельство. В какие то промежутки времени удавалось жить
в душевном воздержании, но очевидного результата, как на первой ступени не было.
Зато гордыня и самомнение росли как на дрожжах. Это, в конце концов, стало
настораживать.
 Эта настороженность очень пригодилась, т.к. дальнейший путь пролегал по пустыни,
лишенной реальной пищи, но полной миражей.  То казалось будто бы ко мне
приблизился дар молитвы, то дар разумения писаний, то учительства, то видения
душевных недугов и водительства, и так бесконечно, но во всех этих миражах моя
настороженность подсказывала отсутствие какой то главной реальности, а душа
съёживалась в смущении. Все те добродетели, за которые я хватался поверхностно и
совершенно бессистемно, приходили и уходили как миражи, при этом греховные
страсти росли реально и  в строгой последовательности. Становилось ясно, что дело
тёмное. Следует знать, что миражи добродетелей в человеке могут материализоваться
во вполне реальные пороки, если вовремя не отвергнуть их. Подобное блужение по
пустыни у меня продолжается и по сей день, с той разницей , что я изучил в какой то
мере эту пустыню и даже знаю где находятся оазисы, где пропасти, узнал и самое
главное для себя, выход из этой пустыни есть, но ведёт он уже в другой мир, другое
естество и существо, куда вход не человеческими усилиями, но Божией милостию в
конкретном и реальном соединении с Ним. И реальность эта не материальной
природы, не душевной, но безмерно превосходящая и то и другое. А первое знамение
преподанной Богом руки, в стоянии покаяния и любви, приводящим душу в мирное,
радостное созерцание чуда недоступного её природе. Это стояние покаяния и любви и
есть то простое и безмерно важное (о чём говорил в начале), что живит всякую
добродетель, делая её плодоносной.
 Это всё, Алексей, конечно, мой личный опыт и категоризировать  его не считаю себя
в праве, но посоветовать постом быть особенно внимательным к движения своей
души, думаю, будет полезно. Кроме того, нельзя браться за духовные дела просто по
принуждению Закона сколь свят бы он не был, но нужно искать результата.
Безрезультатные с духовной точки зрения дела даже мотивированные Законом вредны,
разрушительны. Поэтому смотрите внимательно в себя, наблюдайте тонкие движения
души это очень интересно и полезно.